Прогрессив-метал

Прогрессив-метал (англ. progressive metal – прогрессивный металл) не является самостоятельным направлением музыки. Появился он, как поджанр хеви-метала, который совместил в себе металлическое звучание и прогрессивную структуру композиций. Корнями прогрессивный металл уходит в начало семидесятых – эпоху расцвета популярности прогрессивного рока, еще на заре существования которого осуществлялись первые попытки совместить прогрессив с тяжелыми гитарными рифами. Практически все хард-роковые группы того периода использовали этот прием, и зачастую Uriah HeepBlack SabbathDeep Purple и Rush называют предтечами прогрессивного металла. Другой вопрос – насколько они металличны? Поэтому, отбросив всевозможные размышления о звучании того или иного коллектива, перейдем непосредственно к узкому пониманию термина «прогрессивный металл».

Хеви-метал в чистом виде возник в конце семидесятых с появлением групп так называемой «новой волны британского хеви-метала». Речь идет в первую очередь о Judas Priest и Iron Maiden. Агрессивный гитарный стиль, проповедуемый этими музыкантами, ляжет в основу прогрессивного металла. Очень трудно проследить, кто же первым догадался в своем творчестве соединить тяжелое металлическое звучание с прогрессивным полетом мысли. Однако, вполне можно предположить, что все-таки музыкальные наработки Iron Maiden в наибольшей степени повлияли на возникновение этого направления.

Уже в первой половине 80-х появляется достаточно большое количество групп, экспериментирующих со звучанием и пытающихся как-то отличаться от грандов британской хеви-метал сцены. Это в первую очередь американцы Queensrÿche и Fates Warning – сыгравшие в появлении прогрессивного металла за океаном наиболее значительную роль. В 1985 году в Бостоне рождается один из самых ярких представителей металлического прогрессива – коллектив Dream Theatre. Именно их творчество стало классическим воплощением прогрессивного металла в жизнь. Двумя годами позже в Великобритании появляются Porcupine Tree и начинается новый этап в развитии прогрессивного рока, интерес к которому в восьмидесятых несколько поиссяк.

В начале 90-х все большее и большее количество групп по обе стороны океана начинают осваивать благодатную почву прогрессивного металла. Pain of Salvation, Vanden Plas, Threshold, Coheed and Cambria, Symphony X, Tool – вот только начало того огромнейшего списка, который можно составить из коллективов, пытающихся совмещать в своем творчестве прогрессив и металл. В это же время возникают группы экспериментирующие с более жестким звучанием, но при этом не чуждые прогрессива. В этом преуспели скандинавы: Opeth, Tiamath и Green Carnation. Конечно же, стоит вспомнить и о группе Death. Их вполне можно назвать родоначальниками еще одного соседнего поджанра death-metal-progressive.

С началом 90-х прогрессивный металл мгновенно начал развиваться, вплетая в свое звучание самые разнообразные стили и направления. К нему добавились альтернативный рок, фолк и даже джаз, а число коллективов, исполняющих различные смеси металла с остальными видами музыки, стало просто зашкаливать. В чистом виде, из грандов стиля, пожалуй, только Dream Theatre остаются верны своим идеалам. Остальных известных представителей направления можно в равной степени отнести, как к металлическому прогрессиву, так и к экспериментальному металлу (experimental metal).

Iron Maiden  Riverside  Opeth  Queensrÿche  Dream Theater Therion
Iron Maiden Riverside Opeth Queensrÿche Dream Theater Therion

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.