Блоги

«Малярами», называли анонимных живописцев в конце XIX века, на юге России и в регионе Поволжья, или «красильщики», как называли этих кустарей в Ивановской, Костромской и Ярославской областях. Они занимались росписью, окраской, разделкой окрашенных поверхностей «под дерево», разрисовкой узоров и надписей через трафарет. Продолжали свое дело эти умельцы и в ХХ веке, они также ходили по деревням и писали картинки на материале заказчика, это мог быть линолеум, старое одеяло, клеенка или другой, не пригодный уже для хозяйства материал. Эти кустари делали изображения чаще всего по трафарету, дополняя их деталями по желанию заказчика. Готовые изделия могли носить по деревням коробейники – офени, либо же торговать ими на ярмарках. Эти изделия были распространены по всей России, их либо носили с юга страны (таких было большинство), либо же могли писать на местах (особенно большая плотность таких находок была на Севере).

Пик создания таких ковриков пришелся на времена НЭПа, т.е. на 1920-е гг. и на 1940-1950-е гг., когда солдаты возвращались из Германии и везли трофейные коврики и открытки. Поначалу трофеи использовали весьма активно, затем их стали копировать, снова появились бродячие торговцы, которые предлагали как готовый товар, так и свои услуги «красилей», как они названы в романе «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, даже возродилось дореволюционное название таких торговцев - «офеня».

В 1960-е гг. началась борьба с мещанским бытом, появилось в обиходе слово «кич», и множество таких ковриков было уничтожено, хотя на колхозных рынках на Украине они продолжали продаваться еще до 1970-1980-х гг. В среде интеллигенции такие клеенки обвиняли в вульгарности и антихудожественности.

Вспомним слова искусствоведа В.Н. Прокофьев о простонародном примитиве в целом, они будут уместны и здесь: такая продукция была призвана «…развлечь крестьянина, когда он, утомленный, возвращался вечером со своей тяжелой работы, позабавить его, оживить, заставить его позабыть свой тягостный труд, превратить его каменистое поле в благоухающий сад; ...обратить мастерскую ремесленника или жалкий чердак измученного ученика в мир поэзии, в золотой дворец, а его дюжую красотку представить в виде прекрасной принцессы...»*. Прокофьев, описывая такие коврики, давал весьма четкую метафору атмосферы простодушного волшебства.

*Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах)//Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983, с. 6-28

3492
25.02.2019

Греческие духиИногда специалисты называют цитрусовые ароматы гесперидными. Если верить греческой мифологии, Геспериды охраняли цветущий сад с волшебными «яблоками», скрывающими удивительный секрет настоящей молодости. Эти плоды были знакомыми нам всем ярко-оранжевыми апельсинами. Согласно древней легенде, Гея вручила их Зевсу и Гере в то время, когда молодые боги решили связать себя браком. Она посадила плоды в саду у Атланта, где молодые провели первую ночь, продлившуюся 330 лет! Поскольку дочери Атланты воровали плоды, Гее пришлось позвать Змея помочь ей. Однажды арабские разбойники обманным путем проникли в сад. Они украли несколько «волшебных» плодов. Позже они стали применяться в изготовлении по-настоящему уникальных, стойких и нежных масляных духов. Они пришлись по душе и воинственным мужчинам, и «слабым» женщинам».

16560
13.03.2018

Иногда ночь преподносит реалистичные сны, оттолкнувшись от которых, не веришь, что проснулся в теплой и безопасной постели, где тебе ничто не угрожает. Снился сон о том, что началась война. Острые осколки стекла от бомбежки хрустальным дождем летят вниз, и я пытаюсь укрыться от них, подставяя руки под лезвия. Безумие толпы и ощущение всепоглощающего страха от того, что близкий человек, который должен был приехать, все не приезжает. А потом выясняется, что пропали все родные, и ты превращаешься в рыдающий комок на плече у обескураженного незнакомца. Стреляют, ты бежишь, бежишь, прячешься.

Каким тихим и бесконечно прекрасным кажется утро выздоровления от ночного кошмара, укрытое ладонью весенней дымки мирного неба.
 

2408
24.03.2016

Мне нравится смотреть, как машины утопают в пушистом снежном мякише. Неистовый снегопад замедляет время, а если прислушаться, то даже звуки. Белые снеги приглушают безумие в глазах людей, чей плотный дневной график был определен давно и помимо их желаний. Они напоминают о том, как может быть светло и радостно, и вспоминается старое теплое слово «благодатно».

1375
14.01.2016

Это странно – писать в пустоту. Не получать ответы от редакторов, издателей, критиков, газетчиков. Твой текст растворяется в пространстве, словно отправленное в космос послание. Остается непрочитанным, неузнанным, нераспознанным. Это как жить в специальной писательской одиночной камере без возможности услышать живой отклик и узнать, чем слово наше отзовется.

1072
30.09.2015

В центре современного искусства М'АРС 14 июня завершит свою «перерожденческую» миссию проект «Зона жизни». Его создатели обещают вовлечь «каждого зрителя в иные пространства, места, куда не ступала нога человека». Организаторы проекта уверяют, что посетитель сможет влиять на экспозицию, изменять его форму и звучание. Согласитесь, это звучит загадочно и любопытно. Однако.

1194
04.06.2015

Фильм "Бёрдмэн", вышедший на широкий экран в 2015 году, получил на редкость высокие оценки мировых и отечественных кинокритиков, а также киноманов - в прокате он собрал в 5,5 раз больше своего бюджета. Это изрядно удивило скептических ценителей глубокого кино, которые изначально как-то по инерции и случайности не уделили ему должного внимания. Почему? Да потому что, на первый взгляд "Бёрдмэн" - это очередная картина в стиле "экшн" о супергероях. Некоторые "клюнули" на актеров, например, Нортона. В результате все, сходившие в кинотеатры на "Бёрдмена", были приятно удивлены не только своими любимыми актерами, но и уникальным сюжетом. Причем удовольствие, восторг и напряжение в процессе просмотра росли и держались у зрителя до последнего. Сценаристы и режиссер, безусловно, заслуживают аплодисментов стоя, ведь им удалось без пустых пауз-отступлений и затяжек подать народу целостный, гармоничный и богатый по содержанию продукт.

1447
22.05.2015

Блеск и нищета мегаполисовКак интересно задуматься над тем, что общего между современной Москвой и Парижем времен Реставрации? И в том и другом городе, этой и иной эпохе есть богатые и бедные, любящие и любимые, властвующие и подвластные. Многое из того, что было тогда, человечество пронесло в себе через века. Стремление к власти и накопительству, роскоши и демонстрации своего статуса всегда будет ядовитым и сжигающим изнутри пламенем гореть в человеческой душе. Смотрим на парижское общество века 19-ого, к которому обратился в романе «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзак. Многим ли оно отличается оно от современных обитателей мегаполисов?

1860
14.05.2015

В Ленькиных фантазиях были необыкновенные края: сказочный Стокгольм, нарядная Фландрия, немецкие средневековые замки, каналы Голландии, Санкт-Петербург и, конечно же, «далекий огромный город, лучше которого и нет на свете» - Москва. Когда Ленька вырос, он смог побывать во всех краях, о которых мечтал, но реальность не затмила фантазию. Ленька получил власть, а с ней и много возможностей, а, как известно, когда человек имеет много возможностей, то хочется ему воплотить все свои детские мечтания. И Ленька решил построить свой город мечты.

1913
07.12.2014

Есть один любопытный феномен современной культуры, который вернулся в повседневность под конец проекта Модерн. Маска сегодня обладает сложным семантическим содержанием, отсылающим к различным культурным эпохам и включающим в себя сразу все смыслы, которыми ее когда-либо наделяли: от устрашающей функции маски преступника до эротической символики кожаных мазохистских масок из секс-шопа.

1609
23.11.2014

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.